Учреждение культуры
«Кобринский военно-исторический музей
имени Александра Васильевича Суворова»

 
Главная » Статьи » МУЗЕИ И ПАМЯТНЫЕ МЕСТА, СВЯЗАННЫЕ С А.В.СУВОРОВЫМ
на правах рекламы

МУЗЕИ И ПАМЯТНЫЕ МЕСТА, СВЯЗАННЫЕ С А.В.СУВОРОВЫМ

Автор: Museum от 12-12-2015, 12:50
Кузьмин Александр Иванович
главный специалист Государственного мемориального музея А.В.Суворова, заслуженный работник культуры РФ
(Санкт-Петербург, Россия)
Доклад на конференции «Имя в истории: Александр Васильевич Суворов» 27 ноября 2015 г. г.Кобрин.

МУЗЕИ И ПАМЯТНЫЕ МЕСТА, СВЯЗАННЫЕ С А.В.СУВОРОВЫМ

Генералиссимус Александр Васильевич СУВОРОВ.
Даже Пушкин уступил ему по итогам одного из всероссийских опросов о том, кто из ста государственных людей России достоин быть первым. Вместе с тем, Суворов - и первый государственный, и военный деятель России, в чью честь был создан мемориал.

Если рассматривать вопрос последовательно, то надо отметить, что в связи с приближающимся 100-летием со дня кончины полководца в 1898 году была создана «Суворовская комиссия» по увековечению памяти генералиссимуса А. В. Суворова. В комиссию входили военные деятели, связанные с Николаевской академией генерального штаба, включая и начальников ее. К сожалению, в собрании музея есть лишь одна фотография этой комиссии, да и то не в полном составе. Рассматривались в конечном итоге два предложения – памятник в Москве или музей в Санкт-Петербурге. Николаем П была одобрена идея, связанная со строительством музея, который "в несравненно большей степени, чем монумент, отвечает идее увековечения памяти генералиссимуса".

В связи с этим была объявлена среди россиян подписка по сбору денег на создание музея. Активное участие в этом приняла армия. Фактически стройка была всероссийской. Большие и малые суммы в адрес Суворовской комиссии поступали из Киева, Харькова, Чернигова, Одессы, Тирасполя, Бердичева, Житомира, Ровно, Чимкента, Херсона, Бендер, Кишинева, Варшавы, Лифляндской губернии, Ростова-на-Дону, Белгорода, Казани, Вильно, Коканда, Ревеля и многих других мест. Имена всех дарителей по традиции хранятся в экспозиции музея. В конечном итоге было собрано 350 тысяч рублей серебром. Преображенский полк подарил музею под застройку часть своего плаца.

Для реализации задачи, связанной со строительством музея, «Суворовская комиссия» организовала конкурс архитектурных проектов. Среди поданых предложений комиссия отметила несомненные достоинства проекта архитектора В.Ф. Свиньина. Он первым предложил применить при сооружении музея элементы русской крепостной архитектуры, используя в качестве прототипа стены и башни Московского Кремля. Для более профессионального отбора архитектурных предложений при Академии Художеств была образована Комиссия по разработке конкурсных проектов музея. На конкурс, продолжавшийся до января 1901 года, было представлено 14 проектов, выполненных в различных стилях.

Однако, в силу ряда причин, в том числе и связанных со стоимостью реализации предложенного, Суворовская комиссия не удовлетворилась результатами конкурса и поручила разработку нового проекта академику А.И. фон Гогену, к тому времени уже придворному архитектору.

Александр Иванович фон Гоген (1856-1914 гг.) окончил Академию Художеств в 1883 г. и с конца 1880-х годов постоянно обращался к русской национальной теме. Вслед за другими представителями неорусского стиля он избрал образцом для своего творчества самобытное зодчество XVI-XVII столетий.

В “строго русском стиле” по его проекту в 1895-1898 г.г. возведено здание Офицерского собрания (Литейный пр., 20), ныне Дом офицеров ЛенВО. В этом же стиле он проявил себя в строительстве ряда церковных и жилых домов. Активно восприняв на рубеже веков стиль “модерн”, он, тем не менее, продолжал обращаться к национальным и классицистическим формам. Так в классическом “стиле Людовика XVI” им построен в 1900-1901 г.г. комплекс зданий Николаевской академии Генерального штаба (Суворовский пр., 32).

А. И. Гоген вместе с академиком Германом Давидовичем Гриммом представили на выбор два варианта проекта. Второй вариант “с фасадом в русском стиле, не менее величественном в монументальном отношении”, был одобрен комиссией и утвержден императором Николаем II 5 мая 1901 г. (фото музея и залов).

Центральная часть здания выделена трехъярусной башней с пирамидальной шатровой крышей и увенчанной двуглавым орлом. К основному объёму с двух сторон примыкают боковые крылья, завершающиеся прямоугольными башнями с высокой крышей. Все композиции строго симметричные и построены по рационалистическому принципу: каждое звено фасада отвечает габаритам помещения. По оси здания расположен вход с нарядным “теремным” крыльцом, не совсем согласующимся с общим характером монументального здания, напоминающего малые башни Московского Кремля.

Огромное полуциркульное окно над входом трактовано как парадный въезд в крепостную башню. Такое же окно расположено на противоположной стене фасада (впоследствии заложено, а с внутренней стороны по его площади установлен парадный витраж).
Княжеский герб Суворова, выполненный в технике мозаики, помещён на фасаде среднего яруса центральной башни и расположен как бы на месте надвратной иконы. Нижний ярус центральной башни и ниши фланкирующих башен украшены воинской арматурой. Шатровые части центральной башни покрыты глазурованной черепицей зеленого цвета.

Два крупных мозаичных панно на фасаде, исполненных мастерами мозаики М.И. Зощенко (отцом известного русского писателя М.М. Зощенко) и Н.Е. Масленниковым по эскизам художников соответственно: Н.А. Шабунина - “Отъезд Суворова в поход 1799 года” и А.Н. Попова - “Переход Суворова через Альпы в 1799 году”, стали первыми сюжетными мозаиками, включенными во внешнее убранство здания.

Правда, хочется здесь отметить некоторую историческую неточность. Так Шабунин изобразил дом Суворова в один этаж, как и было в начале прошлого века. Но во времена полководца барский дом был двухэтажным.

В оформлении фасадов применены характерные декоративные элементы московского зодчества XV-XVI в.в.: аркатурные пояса, резные колонки, двойные подвесные арочки, шатровые завершения крыш (XVII в.) Умело использован и элемент крепостного зодчества: машикули (навесные бойницы башен), парапеты с зубцами в форме “ласточкина хвоста”, полукруглые башни с зубцами, бойницы - окна.

Проект Гогена и Гримма был осуществлен почти без изменений. Лишь увеличился объём фланговых башен, да возросла высота среднего яруса центральной башни.

Цоколь здания облицован гранитом. В облицовке вместо предполагаемого песчаника был использован кирпич серого цвета. В песчанике же выполнены все декоративные детали (песчаники - осадочные горные породы, стойкие по отношению и к физическому разрушению, выветриванию и к химическому воздействию). С конца 1880-х годов в Петербурге при строительстве использовались привозные песчаники из Польши. Они добывались в Радомской губернии и были серого, желтовато-серого и красного цветов. В оформлении музея использовался серый радомский песчаник.
В музее пять залов. Парадный центральный и по два зала, расходящиеся направо и налево.

Здание музея было заложено 8(21) июня 1901 г., а 13(26) ноября 1904 г. музей был торжественно открыт в присутствии императора Николая II.

В истории Санкт-Петербурга это был третий по счету музей, расположенный в специально построенном для этих целей здании.
Параллельно со сбором средств и строительством музея собиралась и фондовая коллекция музея. Обязательно следует подчеркнуть, что предметы для музея поступали так же из разных мест. Первыми свой дар – бюст полководца, прислали учащиеся Миргородской_художественной_школы им. Гоголя. И все-таки в основе коллекции Суворовского «памятихранилища» лежат три главных фонда. В первую очередь это дар императора Николая II - прежде всего, подлинные документы полководца. Другая крупная и ценная коллекция была подарена музею Василием Павловичем Энгельгардтом, известным русским путешественником. На рубеже XIX и XX веков он совершил ряд путешествий по Европе с целью сбора всего, что касалось А. В. Суворова. Коллекция Василия Павловича и по сей день носит название "Суворовский сборник Энгельгардта". Третья коллекция - бесценный дар одного из потомков Александра Васильевича, В.В. Молоствова - последнего владельца села Кончанского. Он передал музею сельскую церковь со всем ее убранством и много других реликвий.

Упомянутая церковь была освящена в начале 1789 года в честь святого Александра Невского – небесного покровителя полководца.
В этом храме Суворов усердно молился в годы опалы, иногда сам вел службы, пел на клиросе. Возможно, что сказывалась и наследственность, ведь дед Суворова по материнской линии был священнослужителем. Отставленный от дел и удрученный своим положением Суворов даже подумывал об уходе в монастырь. Но обстоятельства мировой политики призвали его к армии. Именно в этой церкви 7 февраля 1799 года состоялся молебен, после которого Александр Васильевич отправился в свой последний знаменитый поход.

В 1900 году, когда отмечалось столетие со дня кончины полководца, вопрос о перевозке церкви села Кончанского в Петербург был поставлен по инициативе «Суворовской комиссии». Само перемещение произошло с благословения Святейшего Синода и по соизволению императора Николая II. Министерство путей сообщения все работы выполнило бесплатно.

Церковь была установлена на плацу Преображенского полка, невдалеке от возводимого музея полководца, ее освятил протоиерей Иоанн Сергиев (Кронштадтский). Определенное время приходскую общину возглавлял генерал Куропаткин А.Н. В храме, кроме убранства и утвари, хранились реликвии генералиссимуса, его награды, подзорная труба и даже первоначальная надгробная плита с его могилы. Церковь была установлена на новом фундаменте, и были замены некоторые венцы. При этом стоит отметить, что из высвободившегося дерева были изготовлены памятные крестики, которые раздавались всем желающим. Часть крестиков сохранена в коллекции музея. Уже в 1901 году Суворовская церковь для защиты от Петербургского климата была защищена каменной галереей.

Но в 1925 году Суворовская церковь по недомыслию была уничтожена.
С момента своего открытия и до закрытия в 1918 году, в связи с наступлением германских войск на Петроград и эвакуацией фондов, музей пользовался большой популярностью. В 1920-е и 1930-е годы музей не функционировал. Его фонды, отбитые красными частями у белых при погрузке их на пароход во Владивостоке, были возвращены в Петроград, но волевым порядком их передали другому музею, а в помещениях располагались различные организации.

В годы Великой Отечественной войны левое крыло здания было почти полностью разрушено прямым попаданием снаряда. Воссоздан был музей в 1951 году.

В мае 1998 года, после окончания первой очереди капитального ремонта, открылись экспозиционные залы музея (наружные реставрационные работы все еще не закончены). В результате проведенных работ внутренним интерьерам возвращен их первоначальный вид и декор.

Сегодня экспозиция посвящена исключительно рассказу о жизни и деятельности А.В. Суворова. Все экспонаты, представленные ныне к обозрению, принадлежат нашему музею.

В настоящее время основной фонд музея насчитывает свыше 55 тысяч единиц хранения, в том числе личные вещи полководца: награды Суворова, шесть личных клинков, книги, в том числе и религиозного содержания, иконы, мебель, посуда, бытовые предметы, 150 автографов и пр. Помимо этого, в коллекции музея большая подборка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, документов, нумизматики, обмундирования, снаряжения, оружия, оловянных солдатиков (порядка 60 тысяч) и других экспонатов.

Вот вкратце все то, что касается Государственного мемориального музея А.В. Суворова в Санкт-Петербурге.
Но помимо данного музея есть Музей-заповедник А.В. Суворова в селе Кончанское-Суворовское, прекрасный Кобринский музей, на Украине Измаильский музей А.В. Суворова, Очаковский военно-исторический музей, музей в с. Тимановка. Там же в ряде музеев есть суворовские залы. Суворовский зал есть и в музее г. Тутракан в Болгарии. Известны и музеи Суворова в Швейцарии. Память о нем сохраняется и в Финляндии. Теперь обо всем по порядку.

Музей-усадьба А.В. Суворова в селе Кончанском был открыт 25 октября 1942 г. Его по сохранившимся чертежам рубили солдаты нашей армии, в то тяжелейшее время хорошо понимавшие значение Суворовского имени во всех проявлениях ратного дела. Александр Васильевич Суворов трижды бывал в селе: зимой 1784 года, весной 1786 года и в 1797—1799 годах, отбывая ссылку. В музее бережно хранятся предметы, рассказывающие о его бытовой жизни, хозяйственной деятельности и взаимоотношениях с крестьянами. Сегодня благодаря стараниям командующего В.С. Бобрышева и войскам Ленинградского округа в Музее-усадьбе помимо зимнего дома полководца и здания бывшей церкви, поставленной взамен переехавшей в Петербург, где показываются экспонаты, рассказывающие об Итало-Швейцарском походе Суворова, включающие и картину-диораму «Альпийский поход», поставлены: баня, каретный сарай, амбар, погреб, кухня, и церковь. Усадьба включает в себя парк площадью 4 га с прудом, парковой беседкой, аллеями и дубами суворовских времен. В окрестностях находятся гора Дубиха, Суворовский колодец и дубы, посаженные Александром Васильевичем в 1798 г.
В селе имеется памятник Суворову, который был установлен 22 декабря 1940 года. И еще одно. В 1950 году село Кончанское было переименовано в Кончанское-Суворовское.

Что касается Суворовского музея в г. Измаил, его открытие для посетителей состоялось 7 ноября 1947 г. Помимо исторической биографической экспозиции, музей в основном посвящен взятию Российскими войсками, ведомыми А. В. Суворовом, крепости Измаил. В собрание музея входит более 30 тыс. экспонатов. Это коллекции обмундирования и снаряжения русской и западноевропейских армий XVII-XX столетий, живопись и графика на тему русско-турецких войн XVIII-XIX столетий, предметы археологии и быта, нумизматика. Наиболее интересную часть собрания музея составляют материалы, относящиеся к периоду штурма крепости Измаил 11(22) декабря 1790 г. Это большая коллекция холодного и огнестрельного оружия, знамёна русской и турецкой армий XVIII-XIX ст., ядра и бомбы, найденные на территории бывшей крепости Измаил.

Свою историю Очаковский музей А.В. Суворова начинается с открытия в 1951 г. в г. Очаков музейной комнаты А. В. Суворова.
В 1960 г. на ее базе создан краеведческий музей с диарамой, посвященной штурму Очакова.

Музей Суворова в с. Тимановке был открыт в 1947 г. в доме управляющего тимановским имением, в котором в 1796-97 гг. жил полководец А. Суворов. В районе Тимановки он проводил учения русских войск, расквартированных в Тульчине. Основу коллекции музея составили находки, обнаруженные на территории села: монеты XVIII в., фрагменты оружия, пушки, барабан и т.п. Также представлены униформы офицеров и солдат русской армии конца XVIII в., оружие и штандарты русских, французских, турецких войск XVIII в., нумизматическая коллекция (XVIII в.), теперь фактически подаренных Тимановке нашим музеем.
Перед зданием музея установлен бюст А. Суворова.
Что касается Азова, то в местном музее, когда-то был зал полководца, в создании которого принял активное участие местный коллекционер. Нынешняя ситуация мне не известна.

Имя легендарного военачальника, как известно, неразрывно связано с историей города. В 1778-1779 гг. Суворов инспектировал строительство Азово-Моздокской линии оборонительных сооружений, не раз бывал в Азове, относясь к своим обязанностям очень требовательно и щепетильно.

Но приятно отметить, что 19 июля 2014 г. на территории музейного объекта "Пороховой погреб" состоялось торжественное открытие бюста знаменитого русского полководца Александра Васильевича Суворова.

Имя Суворова тесно связано и с историей Приднестровья. Благодаря блистательным победам российских войск под предводительством Суворова в русско-турецкой войне 1787 – 1791 годов Приднестровье вошло в состав Российской империи, были основаны города Тирасполь и Григориополь. Этот факт предопределил дальнейшее развитие края в рамках славянской цивилизации.

Значение Суворова для Приднестровья демонстрировал тот факт, что, на протяжении длительного времени его изображение присутствовало на всех денежных знаках. А в наградной системе Приднестровья существует и орден Суворова 3-х степеней.
13-14 ноября 2008 года в рамках общественно-политического проекта «Имя России: исторический выбор 2008» в Приднестровье прошла широкомасштабная культурно-просветительская акция «Александр Суворов – национальный символ Приднестровья!».
Центральную площадь Тирасполя украшает прекрасный памятник полководцу. А завод КВИНТ (Коньяки и вина Тирасполя) среди других, кстати, выпускает очень дорогой коньяк «Суворов» 40-летней выдержки.
Суворов - ярчайшая личность в истории.

Свидетельство тому не только Россия, Белоруссия, Украина и другие государственные образования на территории бывшего СССР. Не является исключением и Финляндия, где в общей сложности он провел 2 года. Немного в 1773 году. Сначала с инспекцией, а затем и в роли руководителя строительства укреплений в 1791-1792гг. И, наконец, в декабре 1795 года.
Под руководством Суворова в 1791-1792 гг. были капитально перестроены и усилены крепости Нейшлот и Вильманстрандт, создана передовая линия укреплений, прикрывавшая межозерные дефиле в Пардакоски, Ярветайпале, Утти, Ликколе, Кюмменегороде. При этом надо учесть, что с января 1792 года он являлся командующим Финляндской дивизией, то есть приграничным военным округом. Ему были подчинены также крупная Сайменская речная флотилия и новая база российского гребного флота Роченсальм (Котка).

В соответствии с его проектом было осуществлено строительство четырех каналов между Нейшлотом и Вильманстрандтом, которые, помимо оборонных задач, послужили развитию внутреннего судоходства Финляндии.
Возведенные казармы и кордегардии (помещения для караула, охраняющего крепостные ворота), провиантские магазины и полковые лазареты, бани и колодцы, производства кирпича и извести, и многое другое служили не только для обеспечения потребностей развернутой в Финляндии группировки российских войск, но и способствовало развитию небогатого тогда края.

Помнят Суворова и в Швейцарии, причем помнят с благодарностью, ибо российские солдаты, не в пример французским, вели себя не как захватчики, а как освободители, не грабя население, а оплачивая все необходимое, если надо, по полной цене. Музеи полководца и тех далеких событий есть в Линтале кантона Гларус, который создал простой швейцарский парень Вальтер Геллер. Есть музейчик в Андерматте, где, кстати, имеется грандиозный памятник славы суворовским войскам. Когда в 1999 году в Андерматте проходила большая Международная конференция, при входе в город было растянуто полотнище с таким текстом: «Добро пожаловать в город Суворова». На ряде зданий юга Швейцарии имеется памятные доски. Многие из суворововедов поддерживают с коллегами этой страны тесные контакты.

Среди Суворовских памятных мест есть и болгарский город Тутракан, крепость которого под названием Туртукай Суворов брал в 1773 году. В местном музее есть памятный зал, который коллегам из этой страны помог создать наш музей. Перед музеем стоит памятник полководцу. Здесь неоднократно проводились научные конференции, посвященные истории края и Суворову.

Разумеется, что в одном выступлении трудно перечислить все те места и те организации, которые чтут память и дела Александра Васильевича Суворова. Понятно, что настоящий доклад носит информационный характер, но задача его заключается в том, чтобы еще раз подчеркнуть востребованность исторического и духовного наследия полководца в нынешнем мире.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.