Учреждение культуры
«Кобринский военно-исторический музей
имени Александра Васильевича Суворова»

 
Главная » Статьи » Влияние исторического и духовного наследия А.В. Суворова на развитие военного образования в Гродненской губернии
на правах рекламы

Влияние исторического и духовного наследия А.В. Суворова на развитие военного образования в Гродненской губернии

Автор: Museum от 12-12-2015, 12:38
Родионов Александр Николаевич
полковник запаса, учитель допризывной подготовки ГУО «Гимназия № 4 г. Гродно» (Гродно, Беларусь)
Доклад на конференции «Имя в истории: Александр Васильевич Суворов» 27 ноября 2015 г. г.Кобрин.

Влияние исторического и духовного наследия А.В. Суворова на развитие военного образования в Гродненской губернии

Полководческий талант А.В.Суворова в западных губерниях Беларуси знали с 1769 г. [1, с. 7]. Он не только побеждал превосходящего противника, но и проявлял высокий гуманизм к пленным и мирному населению, проживающему в районе боевых действий.

В апреле 1792 г. российские войска без боя вошли в Гродно и другие города Принеманского края. Население радушно встречало войска и оказывало им поддержку. Окончательное воссоединение Белоруссии и России произошло в 1795 г. Воссоединение отвечало коренным интересам белорусского народа, его вековому стремлению к объединению с братским русским народом [2, с. 31]. Воссоединению братских народов способствовали так же и блестящие победы А.В.Суворова над инсургентами (1, с.17).
На протяжении многих веков жители Белоруссии видели свое будущее только на службе в Российском государстве. Как пример можно назвать уроженцев из Великого княжества Литовского, Русского, Жемойтского (далее – ВКЛ), которые прославили Россию: София Витовтовна, Трубецкие, Бельские, Слуцкие, Мстиславские, Глинские, Хованские, Меншиковы, Ягужинские, Екатерина I (Марта Скавронская), Пржевальские, Бобровские, Ланские и многие другие. Необходимо отметить, что в ВКЛ в конце XVIII в. шляхта составляла до 12% населения, а к концу XIX – только 3,5 %. К примеру, в Российской империи дворянство составляло только 1% от общего количества населения [3, с. 34]. При этом уровень образованности белорусской шляхты исторически был намного выше уровня образованности российского дворянства. Этим объясняется карьерный рост и продвижение по службе многих выходцев из ВКЛ.

Военно-политические события заставили правящие круги России уделить больше внимания вопросам организации подготовки кадров для российской армии. Почти непрерывные войны этих лет требовали многочисленных людских ресурсов, мобилизации военно-экономического потенциала страны.

Вопросы образования на Гродненщине начали рассматриваться после третьего раздела Речи Посполитой. Именно Гродно, а не Вильно, был избран для резиденции первого генерал-губернатора и центральным правительственным пунктом для управления и мирного устройства литовских губерний. 30 октября 1794 г. литовским генерал-губернатором был назначен князь П.В.Репнин. Императрица Екатерина II повелела ему обнародовать манифест, принять присягу от новых подданных и учредить исполнительную власть из военных начальников. Генерал-губернатор занимался созданием новых губернских и уездных учреждений, присутственных мест и почтовой связи. В 1796 г. была организована перепись населения и начат набор рекрутов для службы в Российской армии [4, c. 2,6,82,83].

Начали формироваться новые российские полки из уроженцев западных губерний, которые служили в войсках ВКЛ. Так в июне 1797 г. император Павел I повелел сформировать из уроженцев, присоединенных от Литвы губерний конный Литовско-татарский полк, который возглавил генерал-майор Мустафа Барановский. Полк, состоящий из десяти эскадронов, сохранял национальные традиции и организацию. Рядовые чины именовались «товарищи». По такому же принципу был сформирован и Польский конный полк.

19 декабря 1799 г. в Гродно прибыл и вступил в должность военного губернатора и инспектора инфантерии Литовской инспекции Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов (ученик и боевой товарищ А.В.Суворова). Назначение его на западную границу объясняется внешней политикой, которую проводила Российская империя. Первым делом Голенищев-Кутузов организовал охрану западной границы и устройство кордонов из донских казаков [5, с. 114 – 115]. На охрану границы, проходящей по рекам Неману и Лососянке, заступили казачьи полки под командованием походного атамана полковника М.И.Родионова 2-го. Предписанием от 14 января 1800 г. Кутузов организовал в Гродно гарнизонную службу отрядом из 40 казаков для поддержания в городе порядка и спокойствия местных жителей [6, с. 534, 513].

Деятельность военного губернатора носила многогранный характер. Это расквартирование войск, медицинское, вещевое, продовольственное, транспортное и денежное обеспечение, организация почтовой связи, предупреждение лесных пожаров. Интересовало Кутузова состояние озимых хлебов и настроение жителей губернии [6, с. 560]. Кутузову также пришлось организовывать всестороннее обеспечением русской армии, выведенной А.В. Суворовым к западной границе после Швейцарского похода. В Гродно по запросу генералиссимуса заготавливалось обмундирование и снаряжение для воинских частей [7, с. 416].
Видя важность проводимых мероприятий по укреплению западной границы, Сенат Указом от 23 января 1800 г. предписал генералу от инфантерии Голенищеву-Кутузову иметь начальство и по гражданской части [6, с. 518].

В связи с угрозой войны с Наполеоном в течение первого десятилетия XIX в. планировалось увеличение Российской армии почти вдвое. Существовавшие военные учебные заведения не справлялись с подготовкой офицерских кадров. Встал вопрос о создании целой системы для подготовки кадров, способных служить в Российской армии.

В июне 1800 г. из Шклова в Гродно прибыл обоз в 106 подвод, 211 воспитанников и командование кадетского корпуса [8, с. 71]. Корпус был размещен в Новом замке, а его лазарет – в особом здании «на Городнице», в предместье города, построенного в 1785 г. (современная площадь Ленина, улица Ожешко) [9, с. 136]. К осени 1800 г. все имущество Шкловского кадетского корпуса было окончательно перемещено в Гродно. 16 октября 1800 г. состоялся Высочайший приказ, об именовании Шкловского корпуса – отделением Гродненского кадетского корпуса [10, с. 216]. Выпускники кадетского корпуса изучали «Науку побеждать» на основе Суворовских побед. Глазомер, быстрота, натиск, выработанные Суворовым в предшествующих войнах, широко применялись выпускниками ГКК при защите Отечества.

Наряду с созданием на западной границе ГКК большое внимание также уделялось развитию гражданских учебных заведений. В Литовско-Гродненской губернии после её образования насчитывалось 49 учебных заведения, в которых насчитывалось 2159 учащихся, из них только 82 девушки. Один учащийся приходился на 248 душ обоих полов [11, с. 474].

Система образования в Гродно имела глубокие корни. В продолжение педагогических традиций Указом императора Павла I от 29 сентября 1797 г. вместо Гродненской школы было открыто Гродненское поветовое (уездное) училище [12, с. 5]. В училище обучались преимущественно дети дворян и духовных лиц. Из учебных пособий, имеющихся в Гродненском училище, числилось 15 математических инструментов и 3128 книг. В училище имелись физический и минералогический кабинеты.

11 марта 1801 г., вступив на престол, молодой император Александр I в своем манифесте изъявил волю идти по стопам своей великой бабушки, но на армии это не отразилось. Доктрина, уклад жизни, система обучения остались те же, только изменился внешний вид войск. Екатерининская форма, простая и удобная, проверенная на солдатах Суворова, не была возвращена, правда, упразднили «павловскую» косметику – букли и пудру.

Энергия и талант Кутузова на должности военного губернатора способствовали укреплению обороноспособности, развитию и процветанию Гродненской губернии. Приказом императора Александра I от 18 июня 1801 г. генерал от инфантерии Голенищев-Кутузов в порядке продвижения по службе был назначен Петербургским военным губернатором [6, с. 615]. В последующем Кутузов еще не раз вернется на Гродненщину. После отъезда Кутузова, 21 сентября 1801 г. согласно указу о разделении Литовской губернии на Виленскую и Гродненскую, в состав Гродненской губернии вошло восемь уездов: Брестский, Волковысский, Гродненский, Кобринский, Лидский, Новогрудский, Пружанский, Слонимский [9. (12, с. 146].

В губернии были созданы рекрутские присутствия, назначаемые для приема рекрутов в различных пунктах, исходя из количества набора. В обыкновенные наборы, назначались четыре приёмных места: Гродно, Новогрудок, Кобрин и Слоним; при усиленных наборах число присутственных мест доходило до 6 [11, с. 568, 569].

В 1803 г. у Гродно была развернута 90-тысячная российская армия для демонстрации решительных действий на западной границе. Это были солдаты, воспитанные на суворовских победах. Ведение очередной войны не потребовалось, испуганная Пруссия вступила в коалицию государств, против Наполеона [13, с. 135].

Рекрутские наборы 1802 и 1803 гг. поставили в армию из Гродненской губернии 2256 рекрутов. Для обороны пограничного города и обеспечения работы воинских присутствий 14 марта 1803 г. был создан Гродненский гарнизонный батальон, который 19 октября 1810 г. был переименован в Куменегородский, а в Гродно 17 января 1811 г. был сформирован Гродненский губернский батальон, который оборонял Гродно в 1812 г. [14, с. 45, 46].

Дальнейшая активная работа по подготовке военных кадров в Гродненской губернии дала результаты. 13 июня 1806 г. военная коллегия по велению Александра I издала Указ, на основании которого был сформирован Гродненский гусарский полк. Полк комплектовался личным составом из числа жителей Гродненской и других губерний Беларуси. В составе действующей армии гродненские гусары приняли активное участие в русско-прусско-французской войне, а в последующем отличились в русско-шведской и Отечественной войне 1812 г. [15, с. 55, 56].

Также были сформированы Могилевский, Брестский, Минский пехотные полки и Белорусский гусарский полк. Имелись и старые полки, имеющие боевой опыт пехотные полки – Полоцкий и Витебский. В ноябре 1807 г. Польский, Литовский, Татарский и Волынский конные полки были переименованы в уланские. Все полки комплектовались шляхтой и рекрутами из белорусских губерний [16, c. 178]. В частности, гродненцы направлялись в Каргопольское, Олонецкое, Ахтырское, Глуховское, Брянское депо. Из депо белорусскими солдатами комплектовались 3, 4, 5, 6, 7, 11, 12, 14, 15, 16, 17, 18, 21, 23, 24, 27-я пехотные дивизии [17. с. 133].
В период царствования Александра I произошло увеличение количества учебных заведений. Были созданы органы управления. Однако школа этого периода испытывала затруднения в организации учебно-воспитательной работы, подборе педагогических кадров, финансировании всех сторон ее жизни. Это повлияло на перевод ГГК, в Москву. С переводом Гродненского кадетского корпуса за пределы Белоруссии подготовка кадров для армии в Гродненской губернии не закончилась. Брошенное в плодородную землю Неманского края патриотическое семя военного образования проросло и дало урожай.
В Гродненской губернии, состоящей из 8 уездов, находилось 7 училищ, которые располагались в Лидском и Слонимском по два, а в Гродненском, Новогрудском и Брестском по одному училищу, в остальных трех Волковыском, Пружанском и Кобринском ни одного. Указом Александра I от 20 августа 1804 г. в губернии планировалось дополнительно открыть два уездных училища и две гимназии в Бресте и Новогрудке [18, с. 28].

Проводимые мероприятия были обоснованы нарастанием военной угрозы для Российской империи со стороны наполеоновской Франции, а также участием русской армии в военных действиях против Наполеона в составе нескольких коалиций европейских государств, нахождением ее в состоянии войны с Турцией и Персией, назреванием т.н. угрозы 1812 г.

Существенные потери на полях сражений привели к значительной нехватке офицеров в армейских полках. Перед правительством встала задача создания учебного заведения с ускоренной подготовкой офицерских кадров, в котором могли учиться военному делу дворянские дети из различных регионов, в том числе и Гродненской губернии. Такую роль должен был сыграть Дворянский полк.
Высочайшим рескриптом 14 марта 1807 г., данным на имя министра внутренних дел графа В.П.Кочубея, устанавливалось, что дворяне, достигшие 16 лет, должны явиться в петербургские кадетские корпуса для ознакомления с порядком службы и подготовки к офицерскому званию. В нем говорилось: «Объявить благородному дворянскому сословию, что все желающие вступить в военную службу из неслуживших молодых дворян от 16 лет и более, могут вместо определения их прямо в полки унтер-офицерскими чинами, приезжать в Петербург и являться в сухопутные дворянские кадетские корпуса, куда они немедленно будут приняты, и оставаясь там только самое нужное время, для научения их порядку военной службы, продолжая при том и учение в классах, соответственных их познаниям, будут выпускаемы и определяемы в полки прапорщиками или корнетами».

Данным правом воспользовались многие шляхтичи Гродненской губернии. В июне 1807 г. министр внутренних дел разослал гражданским губернаторам циркуляр, в котором были сформулированы правила отбора кандидатов. Губернаторам поручалось наблюдать, чтобы желающие определиться в кадетские корпуса дворяне, не имели недостатков, препятствующих производству их в офицеры [8, c. 51 - 54]. Желающих поступить в новые военно-учебные заведения среди уроженцев Гродненской губернии было довольно много. Обуславливалось это не только меркантильными соображениями, связанными с подтверждением в дворянских сословиях, достаточным жалованием у офицеров, но и осознанием особой роли западных губерний в составе России.
Новый импульс развитию образования на Гродненщине придал генерал от инфантерии М.И.Кутузов, который повторно в период с 1809 по 1811 гг., занимался вопросами укрепления западной границы империи в должности военного губернатора. Кутузов лично занимался вопросами укрепления учебно-материальной базы Виленского университета и издания периодических журналов. По его протекции многие юноши поступали на военную службу. В том числе, по собственному желанию был переведен студент Виленского университета Якубовский для дальнейшего обучения в Санкт-Петербургский кадетский корпус [19, с. 224 - 241].
В Отечественную войну 1812 г. город Гродно оборонял атаман Платов, а освобождал от французов Денис Давыдов. Символично, что оба они были лично знакомы с Суворовым и стали полководцами, на практике изучая Суворовскую «Науку побеждать».
После Отечественной войны 1812 г. патриотический подъем гродненской молодежи был высок, многие выпускники гражданских учебных заведений шли служить в Российскую армию. Например, выпускник Гродненского иезуитского коллегиума Круковский начал службу в кавалерии. За личную отвагу и умелое руководство войсками был произведен в генерал-майоры, и назначен наказным атаманом Кавказскакого линейного казачьего войска [20, с. 272 - 282)].

19 февраля 1824 г. был сформирован Гродненский лейб-гвардии гусарский полк (далее – ЛГГГП), который комплектовался из местной знати и белорусских рекрутов, преимущественно крестьян. [21, с. 39]. Особо хочется подчеркнуть, что город Гродно был удостоен высокой чести комплектовать и дать свое имя двум гусарским полками Российской армии.
Подготовка специалистов в кадетских корпусах была очень дорогостоящая, поэтому правительство искало альтернативные источники подготовки кадров для армии, которые бы обошлись государственной казне дешевле.
Одним из таких шагов было открытие в 1834 г. Гродненской губернской гимназии, которая просуществовала до 1939 г. В ней действовал шляхетский пансион (1835 – 1862 гг.) и 4-х классное отделение (1839 – 1851 гг.).
Основы военной подготовки и патриотического воспитания вводились в учебный процесс гимназий. Высочайшие особы уделяли нововведениям большое внимание. Так, 17 августа 1879 г. император Александр II посетил Гродно и провел на военном поле смотр войск гарнизона. Гродненские гимназисты были построены на том же поле во время смотра, что, несомненно, способствовало повышению их военных навыков и желанию служить в армии.

3 марта 1880 г. в Гродненской гимназии (на основании циркуляра Министерства Народного Просвещения от 15 декабря 1879 г.) были введены для учеников занятия по гимнастике. Необходимо было готовить юных защитников Отечества к военной службе. В помощь преподавателю гимнастики был приглашен отставной фельдфебель Бобров, с платой 10 рублей в месяц [12, с. 88].
Дальнейшим шагом к подготовке к службе в армии явилось высочайшее повеление от 15 октября 1881 г. о замене форменных гимназических кепи фуражками по военному образцу [12, с. 89].

В городе Гродно уделялось большое внимание подготовке призывников для службы в армии. Так, 14 мая 1890 г. состоялась первая военная прогулка учеников Гродненской гимназии, в сопровождении директора и преподавателей, за город в урочище Секрет и Рубановку. Ученики шли военным строем, впереди ехал учитель гимнастики верхом на коне, в сопровождении оркестра военной музыки [12, с. 97]. Преподавал музыку в Гродненской гимназии капельмейстер 101 Пермского пехотного полка Роберт Грассе [12, с. 98].

Много внимания в гражданских учебных заведениях уделялось и военно-патриотическому воспитанию. Особенно отмечалась сотая годовщина со дня смерти генералиссимуса Суворова. В Гродненской гимназии 5 мая была отслужена панихида, и состоялись чтения для учеников, в которых характеризовалась личность великого полководца и патриота земли Русской [12, с. 113].
Примером для патриотического воспитания молодежи были прославленные воины, воспитанные на Суворовской «Науке побеждать». Военная служба многих из них неразрывно связана с Гродненщиной. Это генералы: Баланкович П.Л., Диков П. М., Зметнов Г.А., Казленинов П.Ф., Ланской С.Н., Савицкий М. А., Саранча Д.Д., Сынгаевский Н.Н., Федоров А.А., Фон-Цур-Милен, Руссау А.А. и д.р. [22, с. 72-99].

Воспитанные на Суворовской «Науке побеждать», выпускники гродненских учебных заведений охотно шли на военную службу, в том числе в части Гродненского гарнизона. Лучших выпускников Гродненской гимназии призывали на службу в ЛГГГП. Так, выпускник Гродненской гимназии Яков Чеховский после прохождения срочной военной службы в ЛГГГП стал всемирно известным борцом и силовым гимнастом.

Другой выпускник Гродненской гимназии Авянир Маркович Кастенчык после окончания Виленского военного училища увлёкся авиацией, закончил Гатчинскую авиационную школу, и стал первым командиром первого тяжёлого бомбардировщика «Илья Муромец». В Первую мировую войну он был награжден орденом Святого Георгия. И таких примеров много.
Защите западной границе уделялось большое внимание. На территории Гродненской губернии с 1 июня 1830 г. началось строительство Брест-Литовской крепости 1-го класса, открытие которой состоялось 26 апреля 1842 г. В помещениях Центрального укрепления (Цитадели) мог разместиться 12-тысячный гарнизон со всем необходимым для длительного ведения боевых действий [23, с. 110]. Для комплектования этого войска нужно было иметь под рукой не менее сотни молодых командиров на первичные офицерские должности. Эту задачу могло выполнить только военно-учебное заведение.

Как всегда, денежных средств на строительство крепости не хватало, и Николай I охотно принял предложение о создании на её территории кадетского корпуса, за счет пожертвования дворян западных губерний. Дворянство Виленской, Гродненской и Минской губерний, а также Белостокской области собрало более чем 60 тыс. рублей серебром на строительство зданий для кадетского корпуса (точнее, на строительство зданий для Брестской крепости). Количество юношей Гродненской губернии, которые желали получить престижное образование и посвятить себя военной службе, было значительно. Их стремления поддерживали родители. Регион нуждался в военных кадрах, следствием чего явилось открытие 30 августа 1842 г. Александровского Брестского кадетского корпуса [8, с. 82].

Гродненские губернаторы уделяли много внимания развитию образования в губернии. Генерал-майор Цеймерн Н.М. открыл школу урядников (1878), пожертвовал участок земли 2, 54 десятины для Озёрского народного училища [24, с. 92].
После закрытия Александровского кадетского корпуса многие гродненские мальчики мечтали получить военное образование в своем регионе. 2 сентября 1899 г. был открыт Кадетский корпус в Варшаве для военного обучения юношей из западных губерний и царства Польского. В год столетия со дня смерти генералиссимуса А.В.Суворова в 1900 г. он был переименован в Суворовский. Для его церкви был Высочайше пожертвован иконостас, находившийся при армии графа Суворова при вступлении его в Варшаву в 1794 г. С первым выпуском в 1906 г. корпусу было пожаловано знамя. При корпусе был открыт Суворовский музей. Суворовский кадетский корпус (далее – СКК) был 4-ротного состава и насчитывал 500 кадет-интернов, также при нем существовал приют для малолетних, носивших кадетское обмундирование. Контроль за кадетами осуществляли 22 офицера-воспитателя. С объявлением войны в 1914 г. СКК был переведен в Москву. За время своего существования корпус сделал 13 выпусков [25, с. 60].
Расстояние от Гродно до Варшавы составляет – около 200 км, до Полоцка – 540 км, а до Москвы – более 1000 км. Из этого видно, что дворяне Гродненской губернии предпочитали обучать своих детей в СКК. В столичной Варшаве дислоцировался лейб-гвардии Гродненский гусарский полк. Перспектива службы в гвардии была заманчива тем более, что существовала старая традиция комплектовать полк выходцами из Гродненской губернии. Эту добрую традицию лично поддержал и пропагандировал в своих сочинениях гродненский гусар, военный врач Д.Л.Глинский, который уделял много внимания вопросам просвещения в губернском городе [26, с. 143]. Также подтверждением связи СКК с Гродно служит сохранившееся захоронение суворовского кадета Коли Бем (1895 – 1909) на старом русском кладбище по улице Антонова. Вероятно, заболевшего воспитанника привезли в Гродно к родственникам, где он умер [22, с. 73].

О роли кадетского корпуса в воспитании лучших качеств и традиций кадет весьма примечательно высказался бывший кадет – воспитанник Суворовского кадетского корпуса С.Двигубский: «... Кадетские корпуса прививали любовь к отечественной истории, к армии и флоту; создавали военную касту, проникнутую лучшими историческими традициями; вырабатывали тот слой разношерстного русского общества, на костях и крови которого создавалась российская слава. Сама среда и обстановка воспитывали жертвенность: не пустыми словами в жизни кадет были: «сам погибай, но товарища выручай».
Необходимо отметить, что Гродненщина является многонациональным и многоконфессиональным регионом. В XIX в. в Гродненской губернии практически не было евреев-крестьян. По данным официальной статистики, евреи составляли небольшую, но постоянно возрастающую часть населения Гродненского региона. На 1817 г. среди населения в Гродненской губернии было 5,3%, в 1834 г. – 8,5% и в 1851 г. 7,2%. На 1881 г. в Гродненской губернии насчитывалось 229 574 еврея, что составляло 19,7% её жителей. Такая динамика была вызвана притоком из восточной Белоруссии в связи с быстрым экономическим ростом, наблюдавшимся после капиталистических реформ 60-70 гг. XIX в. [27, с. 56 - 57].

С введением закона «о натуральном исполнении воинской повинности евреями» 1827 г. верхушка кагалов противозаконно сдавала в рекруты детей 10-12 летнего возраста из бедных семей [27, c. 76]. Евреи оказались братьями по рекрутчине белорусским и русским крестьянам, несшим основное бремя воинской повинности. Армия приблизила к евреям русскую историю, и для еврейского рекрута начиналась совершенно иная жизнь [28, c. 70]. Русская армия как государственный механизм, объединяющий народ, представляла собой «христолюбивое воинство», и еврейский солдат постоянно находился под влиянием православной церкви. Льготы представлялись тем, кто готов был учиться в общественных школах, а потом работать на общество [28, c. 37, 43, 44].
Еврейские дети для воспитания и обучения попадали в батальоны военных кантонистов. К этому времени институт военного воспитания малолетних насчитывал около ста лет. Еще в 1721 г. Пётр I приказал организовать при полках гарнизонные школы для солдатских детей. В 1840 г. в батальонах кантонистов числилось около четверти миллиона воспитанников – детей до восемнадцати лет. Еврейских детей полагалось содержать наравне с христианскими, вследствие чего многие принимали крещение [28, c. 99, 118].
С 1867 г. Военное министерство стало уделять большое влияние вопросам грамотности в войсках, прежде всего нижних чинов [28, c. 176]. Это повлияло на то, что евреи пересмотрели своё отношение к военной службе и образованию. Многие еврейские дети пошли учиться в военно-учебные заведения, по окончании которых перед ними были открыты равные условия в военной карьере. Один из таких примеров - комендант Брестской крепости генерал-майор Грулев.

С началом Первой мировой войны значительное количество еврейских семей из западных губерний эвакуировались в глубь страны. Между апрелем и сентябрём 1917 г. тысячи еврейских добровольцев осадили офицерские школы, где они составляли до 60% . В это время в Москве и Петербурге из отслуживших в армии было сформировано несколько еврейских офицерских бригад. Недооценённые солдаты, после 1917 г. евреи оказались в непропорционально большом числе среди офицерского состава новой армии. В Советской России процент евреев в армии, особенно в средних и высших эшелонах, оказался выше отношения евреев к основному населению – феномен, не известный ни одной другой европейской армии [28, c. 421]. Ряды военных начальников Красной армии пополнили и наши гродненские земляки, в том числе, Конуховский Самуил Наумович ставший генерал-майором.
Выводы.

1. Главная заповедь А.В.Суворов «Молись Богу от него победа» всегда имела место в военно-патриотическом воспитании граждан Гродненской губернии. Русская православная церковь являлась цементирующим составом в сплочении граждан.
2. Система образования на Гродненщине прошла путь совершенствования и давала армии грамотных и подготовленных к военной службе граждан.
3. Суворовское наследие в воинских частях и гарнизонах Гродненской губернии сохранялось и приумножалось. Обогащенное Суворовым русское военное искусство было наиболее передовым. Уроженцы Гродненской губернии шли охотно служить в армию.

Список использованных источников и литературы:
1. Суворов А.В. Сборник документов. Т.I (1799 – 1800). М.: Воениздат, 1949. – с. 792.
2. Крень И.П., Мараш Я.Н., Ковкель И.И. и др. Гродно: Историко-экономический очерк Минск: «Полымя» 1988г. – С.26, 31.
3. Глоба П.П. Жребий Белой Руси / П.П.Глоба; под ред. В.Г. Потапова. – Мн.: ААОО «Астра», 2006. – 320 с. [1] л. цв. ил.
4. Милютин Д.М. Гродно в 1794, 1795 и 1796 годах / Д.М. Милютин Гродно Губ. Тип., 1905. – С. 2 – 83.
5. Кутузов М.И. Письма, записки / М.И Кутузов. – М.: Воениздат, 1989. – 592 с.
6. Кутузов М.И. Документы / М.И Кутузов; под ред. Л.Г. Бескровного. – Т. I. – М.: Воениздат, 1950. – 796 с.
7. Суворов А.В. Документы. Т.IV (1799 – 1800). М.: Воениздат,1953. – с. 676.
8. Бригадин П.И. Военная школа Беларуси, XVIII – первая четверть XIX в. / П.И. Бригадин, А.М. Лукашевич. – Мн.: Издательский центр БГУ, 2004. – 120 с.
9. Гродно. Энциклопедический справочник. / Белорус. Сов. Энцикл.; Редкол.: И.П. Шамякин (гл. ред.) и др. – Мн.: БелСЭ, 1989. – 438 с.
10. Орловский Е.Ф. Гродненская старина. Часть 1 Город Гродно. Гродно: Губернская типография 1910 г. – 341 с.
11. Бобровскiй. П. Матерiалы для географiи и статистики Россiи, собранные офицерами генерального штаба. Гродненская губернiя. Часть вторая. / Бобровскiй. СПб.: 1863. – С 474 – 569.
12. Орловский, Е.Ф. Исторический очерк Гродненской гимназии / Е.Ф. Орловский. – Гродно, 1901. – C. 3–113.
13. Куропаткин, А.Н. Русская армия / А.Н. Куропаткин. – СПб.: ООО «Издательство Полигон», 2003. – 590.
14. Бектинеев, Ш.И. Формирование российской армии с белорусскими наименованиями / Ш.И. Бектинеев. – Минск, «Арти-Фекс», 1999. – 116 с.
15. Родионов, А.Н. Гродненский кадетский корпус // Весн. Гродзенск. дзярж. ун-та iм. Я. Купалы. Сер. 1, Гiсторыя. Фiласофiя. Палiталогiя. Сацыялогiя. – 2006. – № 4 (45). – С. 51–57.
16. Бектинеев, Ш.И. Наименования полков российской армии как памятники событий Отечественной войны 1812 года (по белорусским материалам) / Ш.И. Бектинеев // Война 1812 года: военное искусство, военно-экономическое противоборство, гуманитарные аспекты: материалы междунар. воен.-историч. конф., посвященной 195-летию сражения на реке Березина, Минск – Борисов, 22-23 нояб. 2007 г. / УО «ВА РБ»; ред. совет: И.А. Мисурагин [и др.]. – Минск, 2008. – С. 177–183.
17. Целорунго, Д.Г. Опыт компьютерной обработки данных формулярных списков офицеров – участников Отечественной войны 1812 г. / Д.Г. Целорунго // Отечественная война 1812 года. Источники. Памятники. Проблемы: материалы науч. конф., Бородино, 1995−1996 гг. – Бородино, 1997. – С. 129 – 148.
18. Гродненская губерния в законодательных актах Российской империи: (1801 – 1913) / Сост. Т.Ю. Афанасьева и др.; Под ред. В.Н. Черепицы. – Слоним: ГОУПП «Слоним. тип.», 2004. 360 с.
19. Кутузов, М.И. Сборник документов / М.И Кутузов; под ред. Л.Г. Бескровного. – Т. III. – М.: Воениздат, 1952. – 1028 с.
20. Родионов А.Н. Генерал-майор Феликс Антонович Круковский (1804-1852). Совершенствование системы подготовки военных кадров на военном факультете: материалы II респ. воен.-науч. конф., Гродно, (10 апр. 2008г.) / ГрГУ им. Я.Купалы; редкол.: А.Н.Родионов (отв. ред.) [и др.] – Гродно: ГрГУ, 2008. – 306 с.
21. Иванов, Ю.С. Боевая летопись белорусских полков / Ю.С. Иванов. – Минск, 1994 – 80 с.
22. Черепица, В.Н. Гродненский православный некрополь (с древнейших времен до XX века) / В.Н. Черепица. – Гродно: ГрГУ, 2001. – 230 с.
23. Брест. Энциклопедический справочник. – Мн. Беларус. Энцикл. імя П.Броўкі, 1987. – 408 с.
24. Афанасьева Т.Ю. Гродненские губернаторы (1801 – 1917 гг.) документально-биографические очерки) / Т.Ю.Афанасьева, Р.Ф.Горячева, В.В.Швед. – Гродно : Грод. тип., 2007. – 168 с.
25. Воробьева А.Ю. Кадетские корпуса России в 1732 – 1917 / А.Ю. Воробьева: Худож. О. Пархаев. – М.: ООО «Издательство АСТ» ООО «Издательство Астрель», 2003. – 62, [2] с.:8 цв. ил.
26. Черепица, В.Н. Преодоление времени (исторические очерки и миниатюры). Мн.: БелНИИДАД, 1996. – 236 с.
27. Соболевская О.А. Гончаров В.В. Евреи Гродненщины: жизнь до Катастрофы. – Донецк: Норд-Пресс, 2005. – 375 с.
28. Петровский-Штерн Й. Евреи в русской армии. 1827 – 1914 / Йоханан Петровский-Штерн. М: Новое лит. обозрение, 2003 – 555 с.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.